В последние дни пользователи соцсетей стали достаточно массово публиковать и распространять видео, где российская военная техника движется по железным и автомобильным дорогам, как сообщается, к границе с Украиной. Мы собрали эти видео и нанесли их на карту (выполнять геолокацию видео, снятых в сельской местности, достаточно трудно, поэтому местоположение указано со слов очевидцев).

(нажимайте на метки, чтобы увидеть подробности)

Большинство видео относятся к Крыму и Ростовской области. На них видны танки, боевые машины пехоты, гаубицы и самоходные артиллерийские установки, а также грузовики для перевозки личного состава. Стоит отметить, что как минимум на двух разных видео бортовые номера некоторых (но не всех) машин закрашены белой краской — оба они, вероятно, сняты в Крыму еще в феврале.

Масштабы переброски сил могут быть очень значительными: так, «КоммерсантЪ» обнаружил, что Минобороны реквизировало большое количество железнодорожных платформ, даже сорвав поставки сельхозтехники в преддверии посевной кампании.

О дополнительном развертывании российских сил в Крыму и у границы с Украиной сообщал и глава Генштаба Вооруженных сил Украины Руслан Хомчак во время отчета перед парламентом. По его словам, это «создает угрозу военной безопасности государства».

Сосредоточение российских сил отмечают и источники New York Times среди американских чиновников, называя цифру в приблизительно 4000 военных. Согласно NYT, Европейское командование США повысило уровень угрозы (watch level) от «возможный кризис» до «потенциальный приближающийся кризис» — то есть до высшего уровня.

В свою очередь, «официальные» источники в «республиках» Донбасса говорят о якобы готовящемся украинском наступлении. Подобные сообщения появились еще в начале марта, а недавно бывший командир «ДНР» Игорь Гиркин озвучил новую дату — середина апреля. Эти сообщения подкрепляют кадрами переброски украинской техники по железной дороге в направлении Крыма и Донбасса. Украинские официальные лица отвергают обвинения в подготовке такого наступления. Командование ВСУ не комментировало переброску сил, хотя и неоднократно заявляло о проведении учений у административной границы с Крымом и над Черным морем.

Все это происходит на фоне обострения ситуации на востоке Украины: только 26 марта в районе населенного пункта Шумы Донецкой области под обстрелом погибли четверо украинских военнослужащих. Накануне мониторинговая миссия ОБСЕ зафиксировала 493 случая нарушения режима прекращения огня — самое масштабное обострение с середины февраля (обычно в день фиксируется от 10 до 100 нарушений). На события отреагировал Кремль, заявив об угрозе «чрезвычайно опасного силового сценария».

Трудно поверить, чтобы угроза силового сценария исходила со стороны Украины, которая фиксирует сосредоточение российских сил у своих границ. Что же касается предположений о готовящемся вторжении российских регулярных частей в Украину, то здесь сложно сделать однозначные выводы. Следует отметить сообщения о масштабных учениях на территории Южного военного округа и собственно в Крыму. Впрочем, значительная часть упомянутых видео были сняты уже после 25 марта, когда и те, и другие учения уже закончились.

Передвижение техники после этих дат можно было бы объяснить возвращением в места постоянной дислокации, однако мы не обнаружили видео, на которых был бы запечатлен отъезд российской техники из Крыма — получается, как минимум на полуострове сохраняется усиленная группировка российских войск (это же утверждал в своем докладе и глава украинского Генштаба Хомчак). В уже упомянутом материале NYT говорится, что американские военные ожидали отвода российских войск от границы после 23 марта, однако этого так и не произошло (после чего и был поднят уровень угрозы).

Не исключено, что российские силы сосредоточились у украинской границы, чтобы оказать давление на украинские власти, которые в последнее время предпринимают активные шаги против организаций и отдельных лиц, которые считаются агентами влияния Кремля. К попытке такого давления можно отнести и недавние переговоры лидеров России, Франции и Германии (то есть стран «Нормандской четверки» без участия Украины), где Кремль возложил ответственность за эскалацию конфликта на Киев. Во всяком случае, все тот же генерал Хомчак в интервью накануне своего выступления в Раде заявлял, что украинские военные пока не наблюдают подготовки к собственно российскому вторжению.

Мы продолжаем мониторинг ситуации вокруг усиления российской группировки в приграничных районах и просим читателей делиться свидетельствами очевидцев или информацией от знакомых военнослужащих ([email protected] или через телеграм @leviev).