Практически с самого начала обострения конфликта в Нагорном Карабахе стали поступать сообщения об участии «сирийских наёмников» в боях на стороне Азербайджана. Азербайджанская сторона официально отрицает присутствие наёмников в зоне конфликта: например, эту информацию отверг президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью France 24, а также президент Турции Реджеп Эрдоган в своём выступлении в парламенте. Однако об этом писали не только проармянские аккаунты, но и независимые эксперты по сирийскому конфликту, и интервьюирующие источников в Сирии журналисты множества крупных западных СМИ, и даже официально заявляли власти многих стран, включая лично президента Франции.

Кроме того, за время конфликта в сети появилось несколько видео, зачастую выложенных самими предполагаемыми наёмниками. На видео слышна арабская речь, хотя сами бойцы одеты в форму Государственной пограничной службы Азербайджана без знаков различия и бронежилеты в другом камуфляже, используемые Сухопутными войсками страны.

Пользователям соцсетей удалось геолоцировать эти видео, подтвердив, что они сняты действительно как на территории, подконтрольной властям Азербайджана, так и на территории самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, которые были заняты азербайджанскими силами. В частности, сирийцы присутствуют в южной части линии фронта, где в последние дни шли тяжёлые бои за населенный пункт Гадрут.

(нажимайте на метки, чтобы увидеть подробности; данные о зонах контроля взяты с Liveuamap)

Таким образом, данные из открытых источников опровергают заявления властей Азербайджана и Турции, что сирийские наемники не участвуют в конфликте. При этом за время конфликта в СМИ появилась информация, которая позволяет больше понять о составе и подготовке наёмников, а также о хронологии и целях их ввода в зону азербайджанско-армянского конфликта.

Сирийцы, которые воюют в Нагорном Карабахе, полностью или практически полностью набраны на северо-западе Сирии. Помимо местных жителей, там проживает множество беженцев (точнее, внутренне перемещённых лиц) из районов страны, подконтрольных Дамаску. Эти территории полностью или частично контролируются турецкими войсками, которые расширяют своё присутствие на территории Сирии с 2016 года, в том числе с помощью группировок, набранных из сирийцев.

Турецким войскам удалось оградить часть Сирии от диктаторского режима Асада, однако эта часть страны не избежала общесирийского экономического коллапса и повальной безработицы, вызванных войной и недавней двукратной девальвацией национальной валюты. Исследовательница конфликта Елизавета Цуркова рассказывает, что за девять лет конфликта выросло поколение молодых сирийцев, которые не имеют практически никаких навыков, кроме боевых, и даже с трудом читают и пишут. При этом, как пишет The Guardian, рядовые бойцы протурецких группировок получают 450—550 турецких лир (в районе $70) в месяц, чего едва хватает на жизнь. Всё это создает почву для набора наёмников, которые готовы за деньги защищать турецкие интересы в Ливии, а теперь и в Азербайджане.

Ещё в этом июле, когда началось предыдущее обострение азербайджано-армянского конфликта (напомним также, что в конце июля — начале августа прошли совместные турецко-азербайджанские военные учения), газете The Independent стало известно о планах привлечь сирийцев к закавказскому конфликту. Как пишет Цуркова, уже в начале августа в Африне стали появляться посредники, позднее начавшие вербовку бойцов. Собеседники The Guardian называли 13 и 18 сентября в качестве дат, когда они заключили контракты, а WSJ пишет, что в середине того же месяца уже началась переброска бойцов. Наконец, 23 сентября — за четыре дня до начала войны — малоизвестный анонимный ресурс SyriacPress сообщил об отправке членов одной из протурецких группировок в Азербайджан, приведя детали, которые совпали с вышедшими уже после начала войны статьями в западной прессе. По совокупности этих и других признаков можно с уверенностью заключить, что нынешние военные действия готовились азербайджанско-турецкой стороной заранее, а не являются следствием очередного случайного обострения.

Издание «КоммерсантЪ» сообщает, ссылаясь на российские военно-дипломатические источники, что вербовкой занималась в том числе ЧВК SADAT, связанная с турецкими властями, источник The Independent менее конкретен, упоминая некий турецкий ЧОП (private Turkish security firm).

Собеседники разных СМИ указывают похожие цифры, говоря об оплате наёмников. Так, «КоммерсантЪ» пишет, что сирийцам обещали до $1500 «подъёмных» и более $2000 ежемесячно, арабская служба BBC — $2000, SyriacPress — $1800, агентство Рейтер называет сумму в $1500 в месяц, как и телеканал CNN, The Independent и The Guardian — от $1000 (7000 лир) и выше, Цуркова упоминает диапазон от $600 до $2500, а газета L’Express — $1000. Мы думаем, что расхождение может объясняться двумя причинами: во-первых, оклад наверняка должен зависеть от военной специальности или должности, а во-вторых, как пишет The Guardian, некоторые командиры сирийских повстанцев прикарманивают до 20% жалования подчинённых. Кроме того, семьям наёмников пообещали в случае их гибели по 60 000 лир (7800 долларов) при условии сохранения имён погибших в тайне, рассказали они журналу Foreign Policy.

Любая из этих сумм — очень большие деньги по меркам нищенских заработков мирных сирийцев и бойцов протурецких группировок. Впрочем, наёмниками движут не только меркантильные интересы или желание прокормить семью, — например, один из бойцов рассказал AFP, что он и его товарищи испытывает благодарность перед Турцией за защиту от России в Сирии и готовы выступать за ее интересы.

Согласно источникам «Ъ», у наёмников отбирали документы и личные средства связи, о сложности связи с наёмниками из-за того, что их лишали телефонов, пишет и газета The Times. Наконец, арабская служба BBC уточняет, что при подготовке сирийцев на территории Турции у них изымали не только телефоны, но и одежду, и наличные деньги, чтобы их национальность нельзя было идентифицировать. Это всё не помогло полностью предотвратить утечку раскрывающих переброску видеоматериалов, которые теперь турецко-азербайджанская сторона вынуждена называть фейками. Тем не менее, после 11 октября новых видео от сирийцев нам не попадалось — возможно, сработали угрозы посадить в тюрьму публикатора одного из роликов, о чём 12 октября написало базирующееся в Иордании издание Syria Direct.

Оценки предполагаемой численности сирийцев разнятся: например, собеседник Рейтер сообщил о переброске 1000 бойцов, «Ъ» рассказывает о 1300 только за первую неделю, а Foreign Policy утверждает, что их число доходит до 1500. В то же время посол Армении в Москве Вардан Тоганян заявил РИА «Новости» о переброске 4000 сирийских бойцов, однако эта цифра явно завышена.

Многие бойцы сообщают, что при наборе, который, как уже описано выше, проходил до начала войны, их ввели в заблуждение относительно целей «командировки». Например, Syria Direct пишет со слов наёмников, что их нанимали охранять какие-то (возможно, военные) турецкие объекты (Turkish bases, Turkish installations) в Азербайджане, источники The Guardian упоминают охрану наблюдательных пунктов и нефтегазовой инфраструктуры (observation posts and oil and gas facilities), а собеседники BBC, SyriacPress и Foreign Policy говорят, что ехали охранять военные посты на границе или линии соприкосновения (manning guard posts along border demarcation lines) — тут стоит вспомнить, что на видео сирийцы одеты в форму азербайджанских пограничников.

Прибывших под предлогом охраны сирийцев бросили в бой почти сразу после начала войны, и наёмники стали нести достаточно тяжёлые потери: 5 октября Foreign Policy сообщал о 55 убитых, Цуркова уточняет, что столько тел было передано на турецко-сирийской границе в ночь на 4 октября. Более новых точных данных нам найти не удалось (хотя исследовательница писала о планировавшейся передаче ещё около полусотни тел 12 октября), но мы предполагаем, что учитывая тяжесть боёв на южном направлении, с тех пор число должно было ещё вырасти.

Многие из наёмников рассказали СМИ о своём желании вернуться домой: по оценке источников WSJ, число таких желающих доходит по крайней мере до 200. Друзья и родственники бойцов сообщили The Independent, что после сообщений о массовых потерях они начали общественную кампанию в Сирии, призывая молодых людей не ехать воевать в Азербайджан.

Любопытно, что знакомый собеседника Syria Direct пожаловался ему, что приехал в страну в качестве пограничника, а не военного, и изъявил своё нежелание продолжать воевать вместе с азербайджанцами-шиитами в то самое время, как в Сирии шиитский режим Асада истребляет суннитское население. Другие сирийцы заявили The Independent и The Times, что они по такой же причине в последний момент передумали заключать контракт.

Тем не менее, сирийских бойцов едва ли можно назвать религиозными фанатиками, как это делает армянская сторона. Так, собеседники Цурковой, до Азербайджана служившие в Ливии, массово употребляли спиртное и даже наркотики. Издание The Daily Beast обвинило одного из командиров протурецкой группировки «бригады Хамза» в том, что он ранее состоял в «Исламском государстве», но как поясняет исследователь сирийского конфликта Аймен ат-Тамими, речь идёт максимум о совместной операции сирийских повстанцев и «ИГ» (тогда «Исламского государства Ирака и Леванта») против курдских ополченцев на северо-востоке Сирии в 2013 году. Впоследствии ИГ зачистило провинции Дейр эз-Зор и Ракка от своих бывших ситуативных союзников.

Следует отметить, что в ответ на свидетельства о сирийских наёмниках протурецкие и проазербайджанские пользователи соцсетей стали утверждать, что на стороне Армении якобы воюют боевики из Ирака, в том числе из Рабочей партии Курдистана (признана в Турции и во многих странах мира террористической организацией). Однако подтверждения этому фактически отсутствуют. Чаще всего сторонники этой теории приводят фотографию бойцов в камуфляжной форме с флагом Армении и другими флагами с символикой, которой часто пользуется этнорелигиозная общность езидов, проживающих в том числе в Ираке. Эту фотографию опубликовал депутат армянского парламента от правящей партии «Мой Шаг» Рустам Бакоян, который называет себя представителем армянских езидов (которых в стране, по официальным данным, около 40 тысяч). До этого, вскоре после начала столкновений, Бакоян объявил о формировании отряда ополчения из представителей езидской общины Армении для участия в боевых действиях.

Присутствие сирийцев в зоне конфликта — всего лишь один аспект помощи, которую оказывают Азербайджану турецкие власти. Так, против армянской техники и живой силы успешно действуют турецкие ударные беспилотники Bayraktar TB2, которые ранее применялись в Сирии и Ливии. Официально они переданы Азербайджану в июле, но практически нет сомнений, что ими управляют турецкие операторы, а не азербайджанские, которых едва ли могли подготовить за такой короткий срок. Кроме того, расследование New York Times выявило наличие на территории Азербайджана предположительно турецких F-16 — ранее армянские военные утверждали, что один из них сбил штурмовик Су-25 ВВС Армении. После расследования Алиев был вынужден признать наличие F-16 в Азербайджане, однако заверил, что они не применяются в карабахском конфликте.

Если у вас есть чем дополнить наш материал, есть замечания или критика, то вы можете связаться с нами по e-mail [email protected] или через телеграм @leviev.