This post is also available in: English
С тех пор, как мы последний раз освещали сосредоточение российских войск у границы с Украиной и в Крыму, прошло четыре недели. За это время успели пройти онлайн-переговоры Путина и Байдена, а Россия выдвинула список требований к странам НАТО. При этом на фоне объявлений о будущих переговорах с США, НАТО и ОБСЕ переброска российских сил к границам продолжается. В открытых источниках мы можем наблюдать, как увеличиваются уже выявленные лагеря, возникают новые, а состав перебрасываемой техники расширяется: к танкам и самоходным орудиям добавились зенитные ракетные комплексы.
Кроме того, усилилось противодействие сбору информации о переброске частей. Поезда с военными грузами фактически исчезли из выдачи АСОУП РЖД (Автоматизированная система оперативного управления перевозками — основная база РЖД, на основе которой работают сервисы слежения за поездами), и установить происхождение и пункт назначения того или иного эшелона зачастую удается только по косвенным признакам. По предположению опрошенных нами лиц, имеющих опыт работы с АСОУП РЖД, поезда с военной техникой, а также ряд железнодорожных станций могли вывести в «отдельный контур» по требованию спецслужб. Однако пресечь публикацию видео с военной техникой в социальных сетях невозможно, поэтому первичная информация доступна нам и другим исследователям (например, пользователям твиттера @GirkinGirkin и @4emberlen, а также автору Телеграм-канала «Записки охотника»), чьими публикациями мы, в числе прочего, воспользовались при подготовке этого материала.
Наиболее активная переброска войск за последний месяц наблюдалась в областях к северо-востоку от украинской границы. Напомним, что эти регионы не граничат с неподконтрольными Украине территориями «республик» Донбасса, поэтому переброску едва ли можно объяснить звучавшей недавно угрозой пресекать «провокации» украинских сил в зоне конфликта на востоке страны.
Крупные места сосредоточения российских сил — Клинцы́ и Климово Брянской области, менее чем в 50 километрах и 10 километров от границы с Украиной соответственно. На спутниковом снимке одного из мест скопления техники в Клинцах, опубликованном швейцарским OSINT-аналитиком COUPSURE, не видно значительных изменений по сравнению с 1 ноября: уже к тому времени туда прибыло значительное количество техники по сравнению с сентябрем, что видно из публично доступных снимков Google Earth.
сентябрь ноябрь декабрь
Однако тот же исследователь обнаружил на радиолокационном снимке, по-видимому, еще один лагерь в лесу к западу от Клинцов, который совсем недавно стал заполняться военной техникой. Лагерь расположен на территории городка № 15 бывшей в/ч 10876 (расформирована в 2013-м году), который представлял из себя склад артиллерийских боеприпасов.
август 7 декабря 22 декабря
Сосредоточение техники по радиолокационным снимкам можно проследить и к югу от поселка Климово, на месте бывшей 1329-й Центральной базы средств связи, соседствующей с аэродромом «Климово». Аэродром «Климово» был заброшен с конца 1990-х, однако в марте 2014, уже после аннексии Крыма, но до начала активной фазы боевых действий на Донбассе, он снова попал в новостные сводки. Украинская сторона была обеспокоена переброской техники 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии на данный аэродром. Российские военные же объясняли появление техники на данном аэродроме планами его восстановления.
сентябрь 2014 4 ноября 2021 28 декабря 2021
Техника, которая концентрируется в Клинцах и Климове, по всей видимости, разгружается на разных железнодорожных станциях Брянской области (например, Новозыбков и Клетня), откуда следует по автодорогам к местам временной дислокации. Определить, какие именно части концентрируются в этом регионе, достаточно сложно. Аналитик Janes Том Баллок полагает, что один из замеченных по пути на Клинцы эшелонов принадлежал 35-й мотострелковой бригаде 41-й общевойсковой армии Центрального военного округа, значительная часть техники которой сконцентрирована севернее, в Ельне Смоленской области. Это косвенно подтверждается информацией из баз данных — эшелон, замеченный в конце декабря в Брянске, скорее всего следовал со станции Алейская Республики Алтай, где и базируется 35-я омсбр. Еще один эшелон, следовавший «в сторону Брянска», мог выйти со станции Тоцкая, неподалеку от которой дислоцируется 21-я мотострелковая бригада 2-й общевойсковой армии Центрального военного округа (напомним, этот округ охватывает Поволжье, Урал и Сибирь и не граничит с Украиной).
В последние недели в Брянской области стали появляться средства армейской ПВО: в Брянске 28 декабря были сняты транспортные машины 9Т229, которые перевозят ракеты зенитных ракетных комплексов «Бук-М1».
На полигоне «Погоново» Воронежской области за месяц значительно увеличилось количество техники, которая, как мы писали в предыдущем материале, принадлежит 1-й гвардейской танковой армии (ГТА) Западного военного округа. Туда же прибыл как минимум один комплекс «Бук» в полном составе. Это средство ПВО армейского подчинения, что говорит о том, что на полигоне «Погоново» не просто размещаются отдельные батальонные тактические группы 1-й ГТА, а, вероятно, речь идет о переброске если не всей армии, то как минимум всех подразделений повышенной боеготовности в ее составе.
октябрь ноябрь декабрь
При этом стоит отметить, что на относительно свежих снимках полигона не видно такого же скопления палаток, как в апреле 2021 года во время предыдущей переброски войск. Это позволяет предположить, что большая часть личного состава 1-й ГТА пока находится в местах постоянной дислокации, однако при необходимости они могут прибыть к своей технике в течение считанных дней.
Помимо уже выявленных ранее мест скопления техники, исследователи выявили как минимум одно новое: на полигоне «Постоялые Дворы» в Курской области. Как установили мы и другие исследователи, как минимум несколько эшелонов следовали на находящуюся поблизости станцию Отрешково из Ленинградской области, где дислоцируется 6-я общевойсковая армия Западного военного округа. Также стоит отметить, что как минимум один военнослужащий опубликовал видео, написав, что едет из Ленинградской области в командировку под Курск. На другом видео предположительно виден шеврон 138 мотострелковой бригады, которая входит в состав 6-й армии.
Скопление военной техники и палатки видно на полигоне «Постоялые Дворы» на снимках от 23 декабря. Там же сняты некоторые кадры репортажа французского общественного телевидения France Télévisions. Интересно, что на них видны вездеходы ГАЗ-3344 «Алеут» и ДТ-30 «Витязь», которые не стоят на вооружении 6-й армии, однако, как отмечает исследователь Роберт Ли, имеются в 80-й и 200-й мотострелковых бригадах Северного флота.
Кроме того, стоит отметить расширение стоянок техники в районе Валуек Белгородской области (10 километров от границы Украиной). На спутниковом снимке от 24 декабря видно, что техники на стоянке к северу от города стало больше по сравнению с 5-м числом того же месяца. Количество техники с сентября по декабрь выросло и на базе в районе села Солоти к северо-западу от Валуек. При этом стоит отметить, что ранее мы отмечали прибытие в Валуйки эшелонов с базы хранения техники в городе Буй Костромской области, так что появление новой техники может по крайней мере частично объясняться поставками в 3-ю мотострелковую дивизию, которая постоянно дислоцируется в населенных пунктах Валуйки и Богучар.
сентябрь 5 декабря
Наконец, продолжается наращивание военного присутствия России и в Крыму. В начале декабря компания Maxar распространила спутниковый снимок места хранения техники в поселке Новоозерное в 100 километрах от границы с Херсонской областью Украины. По всей вероятности, в июне туда была перемещена техника 58-й армии, которая была переброшена с Северного Кавказа и провела учения в апреле этого года. Радиолокационные снимки демонстрируют, что с 4 по 8 декабря количество техники в этой точке увеличивалось, а к 28 декабря начало уменьшаться, что говорит о том, что машины перебрасывают в другое, пока не установленное место.
апрель 2019 31 мая 2021 4 декабря 2021 28 декабря 2021
На других спутниковых снимках Maxar видно, что с октября по 13 декабря техника прибыла на базу 133-й бригады материально-технического обеспечения в Бахчисарае (160 километров от границы Херсонской области). Исследователь Конрад Музыка считает, что это техника 136-й мотострелковой бригады 58-й армии. Интересно, что бывший или действующий военнослужащий этого соединения снял эшелон с военной техникой, судя по базам данных, в Керчи на востоке Крымского полуострова.
На одной из платформ мы заметили транспортно-заряжающую машину 9Т243М зенитного ракетного комплекса «Бук-М3». Этими новыми машинами вооружена, например, 67-я зенитная ракетная бригада 58-й армии, что позволяет предположить, что в Крым, как и в Воронежскую и Брянскую области, также перебрасывают армейское ПВО. Кроме того, 25 декабря в Краснодаре заметили эшелон с зенитным ракетным комплексом, вероятно, С-350, также следовавший в Крым — впрочем, последнее может объясняться плановыми поставками в части ПВО, дислоцированные на полуострове.
Транспортно-заряжающая машина комплекса «Бук-М3» на эшелоне в Керчи и на справочном фото
Подводя итог этих перемещений, можно сделать вывод, что к Новому году концентрация техники у границ с Украиной и в Крыму достигла беспрецедентных масштабов, скорее всего, превысив апрельские показатели. Тогда были задействованы в основном две армии (41-я и 58-я), а сейчас к ним добавились силы до 3-х армий (1-я танковая, 2-я, 6-я), а также, по всей вероятности, сухопутные силы Северного Флота. Помимо танков, артиллерии и других боевых машин мы наблюдаем переброску техники и средств ПВО. На фоне все более резкой риторики российских официальных лиц это вызывает значительные опасения, что приказ о начале операции на подконтрольной территории Украины может поступить в ближайшие недели.
Однако существуют признаки того, что подготовка к операции не завершена, а если она начнется, то будет не столь масштабна, как предполагают некоторые аналитики и публицисты. Во-первых, мы наблюдали сравнительно немного техники десантных частей, за исключением одного эшелона 76-й десантно-штурмовой дивизии, еще одного эшелона, вероятно, 31 отдельной десантно-штурмовой бригады, а также неустановленного эшелона на востоке Крыма, причем последний может объясняться военными учениями). В апреле переброска десантных частей была гораздо более массовой. Можно предположить, что десантники должны были бы сыграть важную роль при масштабном наступлении в глубину территории Украины. Во-вторых, если верить оценкам Украины, то численность российских войск в приграничной полосе (в последние дни назывались цифры в районе 100 — 120 тысяч бойцов) даже с учетом вооруженных сил «ЛНР» и «ДНР» (составляющих до 35 000 человек) несколько меньше общей численности Сухопутных войск Украины мирного состава (до 169 тыс. человек) и Национальной гвардии Украины (50 000 по состоянию на 2017 год). При этом следует учитывать, что в оценочное число российских военных наверняка входят призывники, которые несут срочную службу вблизи украинских границ, но вряд ли могут быть задействованы в операции на территории Украины.
Кроме того, мы не видим никаких признаков массовой мобилизации на территории России. Кадры военных сборов, скорее всего, относятся к подготовке Боевого армейского резерва страны (БАРС), который формируется на добровольной основе и в ближайшие месяцы вряд ли достигнет оценочных цифр в 100 000 человек. Стоит добавить, что этих резервистов готовят для оперативного пополнения регулярных частей и формирования соединений по мобилизации, но не для несения оккупационной службы. Для последней более подготовлены силы военной полиции (получившие соответствующий опыт в Сирии) и Войск национальной гвардии (которые также действовали в Сирии и имеют опыт подавления акций протеста), однако перемещения этих сил пока что не наблюдается.
Так или иначе, мы продолжаем мониторинг ситуации и просим присылать имеющиеся у вас свидетельства на почту [email protected] или в телеграм @leviev.