31 января 2021 года по всей России прошли протесты против коррупции и за освобождение Алексея Навального и других политических заключенных. По данным «ОВД-Инфо» на вечер 1 февраля, сотрудники правоохранительных органов задержали 5441 протестующего — это рекорд за всю историю наблюдений.
Некоторые задержания отличались особой жесткостью и даже жестокостью — например, силовики впервые массово применяли электрошокеры. Особо вопиющие кадры разлетелись по социальным сетям и мировым СМИ.
Многие обратили внимание, что в кадре зачастую присутствуют правоохранители в зеленой или камуфляжной форме, непохожие на обычных сотрудников полиции и ОМОНа. Мы обратили внимание на несколько таких видео и фотоматериалов в социальных сетях и фотобанках информагентств.
В Москве и Петербурге во время протестов 31 января заметили силовиков в форме, ранее нечасто попадавшей в объективы журналистов. Эта форма зеленоватой камуфляжной расцветки «Светлый мох» оказалась идентичной зимней форме Войск национальной гвардии (ВНГ, до 2016 — Внутренние войска МВД РФ).
Ближе к вечеру в Москве несколько фотожурналистов сняли, как эти силовики жестко задерживали и избивали протестующих. Как сообщили нам в редакции «Медиазоны», задержания происходили на улице Краснопрудной — между «площадью трех вокзалов» и СИЗО «Матросская тишина», где содержится Алексей Навальный.
Мы решили установить, из какого именно подразделения Росгвардии были эти силовики. На фотографии Давида Френкеля из «Медиазоны» и Валерия Шарифуллина из ТАСС видны фрагменты шевронов бойцов. Сверившись с приказом директора Федеральной службы ВНГ о нарукавных знаках, мы установили, что эти нашивки больше всего похожи на нарукавные знаки воинских частей специального назначения Центрального округа ВНГ. Из них в Москве дислоцируется 33-й отдельный отряд спецназа «Пересвет». Также к Центральному округу относится 25-й отдельный отряд специального назначения «Меркурий», который базируется в Смоленской области, однако мы считаем маловероятным, чтобы его привлекли к подавлению протестов в Москве. Стоит упомянуть, что бойцы подмосковного 604-го центра специального назначения «Витязь» носят похожие, но отличающиеся в верхней части знаки.
Стоит отметить, что спецназ ВНГ не в первый раз «засветился» на московских протестах. Так, упомянутый нарукавный знак спецназа Центрального округа заметили во время одного из митингов летом 2019 года, связанных с недопуском оппозиционных кандидатов на выборы в Мосгордуму.
Если в Москве на митинги вышел спецназ, то в Санкт-Петербурге привлекали курсантов Санкт-Петербургского военного института войск национальной гвардии. Нашивка этого учебного заведения видна, например, на одной из фотографий «Фонтанки».
В отличии от Москвы и Петербурга, в Казани для подавления протестов обошлись без войск нацгвардии. Однако там было снято широко распространившееся видео, где протестующие лежат лицом в снег, а силовик в зеленой форме угрожает оператору.
На фотографии из Казани видно, как те же силовики задерживают протестующих, при этом над шевронами на правом рукаве виден шеврон с надписью «Рысь», а над ним — надпись “Team special”. На видео казанского СМИ «БИЗНЕС online» от 2013 года силовики в идентичной форме и с такими же нашивками идентифицированы как батальон «Рысь». Ранее это подразделение уже задерживало сторонников Навального во время протестов 2018 года. Официально оно называется «Отдельный батальон патрульно-постовой службы полиции (по массовым мероприятиям) управления МВД России по г. Казани», а заработная плата сотрудников начинается от 32 000 рублей.
Если применение отдельных батальонов и полков полиции для подавления протестов — явление вполне заурядное, то присутствие войск национальной гвардии (пока в основном в Москве и Петербурге) вызывает опасения, поскольку начинает напоминать ситуацию в Беларуси, где на разгон протестующих были брошены самые разные силовики — от простых милиционеров в защитной экипировке до Внутренних войск, Сил специальных операций и даже армии. О сходстве ситуации с белорусской говорят и растущие масштабы полицейского насилия, и применение спецсредств, и содержание административно арестованных в не предназначенных для того местах: в Москве после 23 января это был центр для содержания нелегальных мигрантов, а в Беларуси после протестов 8–10 августа арестованных размещали на территории «лечебно-трудового профилактория» для принудительного лечения наркомании и алкоголизма.