В мае 2020 года Ливийская национальная армия маршала Халифы Хафтара потерпела значительные неудачи в конфликте с силами Правительства национального согласия под Триполи и даже была вынуждена оставить несколько населённых пунктов. На фоне этих событий поднялась новая волна свидетельств предполагаемого участия россиян в конфликте на стороне ЛНА и поставок российской военной техники силам Хафтара.

Переброска МиГ-29

21 мая издание «Блумберг» в своей статье об эскалации ливийского конфликта процитировало слова Фатхи Башаги, министра внутренних дел ПНС, сообщившего о прилёте шести истребителей МиГ-29 и двух фронтовых бомбардировщиков Су-24 в восточную часть Ливии. По его словам, эти самолёты вылетели с российской авиабазы Хмеймим и сопровождались двумя истребителями Су-35.

Позднее исследователи из Amnesty International обнаружили на спутниковых снимках аэродрома Эль-Джофра один из прибывших МиГ-29.

Это прибытие истребителей происходит на фоне заявления главкома хафтаровских военно-воздушных сил Сакра аль-Джоруши с обещанием развязать «крупнейшую воздушную кампанию в истории Ливии». При этом он пригрозил, что все турецкие позиции станут легитимными целями для нападения с воздуха.

Ещё за неделю до публикации «Блумберга» переброску истребителей из Липецкого авиацентра на авиабазу Хмеймим заметил авиаэнтузиаст @galandecZP, занимающийся мониторингом авиации ВКС РФ.

Несмотря на то, что ранее Москва была недовольна выходом Хафтара из соглашения 2015 года о политическом урегулировании, повлиять на решение о переброске группы истребителей могла ситуация с уничтожением нескольких российских комплексов «Панцирь-С» турецкими беспилотниками. Проект Lost Armour с 18 по 20 мая 2020 года насчитал семь боевых машин «Панцирь-С1Э», уничтоженных в результате атак турецких беспилотников, а связанный с турецкими военными в Ливии микроблог Clash Report заявил о девяти машинах, уничтоженных за этот период.

Это не первый случай переброски Россией боевой авиации в поддержку маршала Хафтара. Как мы уже писали в 2019 г., ещё в феврале 2017 г издание War is Boring обнаружило в соцсетях авиатехников ЛНА фотографии, указывающие на поставку как минимум одного истребителя семейства МиГ-23 из России. На одной из опубликованных фотографий на киле частично находящегося за кадром самолёта красовалась звезда ВВС России. Авторы не исключали, что число поставленных МиГов могло доходить до шести.

Учебный центр минно-взрывного дела под Триполи и убитый там же «российский наёмник»

22 мая, буквально на следующий день после статьи о МиГах, сторонники ПНС обнаружили в районе, условно называемом Аль-Халла, из которого отступили силы ЛНА, учебный центр минно-взрывного дела с различным оборудованием и боеприпасами российского производства (например, минами МОН-200), инструкциями и другими документами на русском языке.

В тот же день в соцсетях ливийских активистов стали появляться видеозаписи и фотографии с телом человека в камуфляже. Сторонники ПНС при этом утверждали, что убитый, найденный всего в паре километров от “минного центра” — наёмник российской «ЧВК Вагнера». В пользу связи убитого с Россией косвенно может говорить наличие российских рублей в его кошельке и рюкзак с надписью «Хунгуз» кириллицей:

На данный момент неизвестно ни имя, ни гражданство убитого (среди наёмников «ЧВК Вагнера» нередко встречались граждане других стран).

Места этих двух событий находятся очень близко (от одного до трёх километров) к ещё одному косвенному свидетельству активности наёмников: в декабре 2019 года сторонники ПНС опубликовали видео, на котором якобы были запечатлены вагнеровцы (качество видео не позволяет подтвердить или опровергнуть это заявление).

Вывод сил «ЧВК Вагнера» из-под Триполи

На следующий день в интернете начали появляться и другие свидетельства отступления сил Хафтара (в число которых входят и наёмники «ЧВК Вагнера») из южных пригородов Триполи. Очевидцы в разных местах Ливии сняли колонну, следующую к городу Бени-Валид. В составе колонны можно заметить несколько бронеавтомобилей «Тигр», российские гаубицы «Мста-Б», несколько грузовиков «Урал», а также тягач, перевозящий комплекс «Панцирь-С1» на шасси Камаза. Следует отметить, что большая часть уничтоженных и захваченных бойцами ПНС «Панцирей» были на шасси MAN, характерном для машин, экспортированных в Объединённые Арабские Эмираты не позднее 2013 года (страна также активно поддерживает Хафтара). В отличие от них, этот «Панцирь-С1» мог попасть в Ливию непосредственно из России.

Примерно в то же время было снято прибытие Ан-26 на аэродром Бени-Валид и погрузка на него техники. По словам постоянного представителя Ливии (ПНС) при ООН Тахера эль-Сонни, на видео запечатлена эвакуация сил Хафтара, в том числе наёмников «ЧВК Вагнера».

Представитель штаба командования правительственных сил Ливии полковник Мухаммед Кунуну (Гнуну) в комментарии для турецкого государственного информагентства «Анадолу» заявил, что зону боевых действий на западе Ливии покинули до 1600 наёмников «ЧВК Вагнера».

Вывод

Ещё в апреле Министерство иностранных дел России заявляло, что «информация о российских наёмниках в Ливии — это «вбросы» и спекуляции, призванные создать ложное представление, что Москва якобы вмешалась в межливийское вооружённое противостояние, открыто встав на сторону одного из его участников» (цитата)
Новые свидетельства, появляющиеся в результате отступления сил Хафтара, по нашему мнению, ставят под сомнение это заявление МИДа и подтверждают, что Россия действительно по крайней мере косвенно поддерживает одну из сторон конфликта.

С другой стороны, стоит привести и слова автора телеграм-канала «Повестка дня Турции», который припоминает заявления координатора научного центра SETA (тесно связан с правительством Турции) и президента Турции Реджепа Эрдогана о том, что и за оружие, и за «ЧВК» платит не Россия, а ОАЭ. По мнению автора телеграм-канала, нельзя сказать, что Москва однозначно поддерживает одну из сторон. В пользу этого свидетельствует и заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова с осуждением действий Хафтара, подрывающих мирное урегулирование ливийского конфликта. Стоит отметить, что российские представители не позволяли себе подобных заявлений в отношении режима Башара Асада, которому Москва оказывает открытую поддержку.