Когда общественная деятельность занимает 100% твоего времени, приходится делать непростой выбор. Становится невозможным совмещать её с основной работой, а значит нужно выбирать: либо прекращать такую общественную деятельность, либо искать возможность получать за неё деньги. Ведь всем нужно на что-то жить, оплачивать расходы.

Наши расследования действительно занимают у нас 100% всего времени, поскольку информации добывать и анализировать приходится очень много. Мы работаем не только через соцсети, открытые источники, но также работаем и с людьми, которые выполняют для нас различные оффлайновые задания, предоставляют информацию. Отдельные расследования порой вынуждают круглыми сутками, без сна работать над ними, собирая максимум независимых доказательств публикуемой информацией.

Мы решили попробовать провести большую фандрайзинговую кампанию и собрать достаточную сумму, чтобы в течение года спокойно работать, не думать о том, что «скоро платить за квартиру, поэтому нужно на пару недель перестать заниматься расследованиями», платить своим волонтёрам / сотрудникам (о различии этих терминов расскажу ниже) стабильную зарплату.

Страница фандрайзинговой кампании на нашем сайте.

За все полтора года, что работает наша команда, мы иногда пробовали собирать пожертвования, публикуя в конце постов форму для пожертвований. Однако, поскольку каждый раз цель звучала размыто («на поддержку дальнейших расследований») и не указывалась конкретная необходимая сумма, каждый раз эти сборы имели практически нулевой результат, несмотря на большой пиар наших публикаций. И совершенно противоположный у нас опыт был, когда во время презентации докладов «Путин. Война» и «Hiding in Plain Sight: Putin’s War in Ukraine» из Вашингтона мы искали оплату на переводчика-синхрониста для трансляции. Тогда мы написали конкретную цель, зачем нам нужны деньги (на оплату переводчика) и конкретную сумму (15 тыс.), в результате собрали необходимую сумму за час. Поэтому в части сбора пожертвований на собственную деятельность мы решили изменить тактику и провести сбор по образу и подобию первой фандрайзинговой кампании Алексея Навального / ФБК, когда собирали на год работы сотрудников организации (и собрали чуть более 5 млн. рублей), а также по примеру наших коллег Bellingcat, которые делали аналогичный сбор год назад на Kickstarter и собрали 50 891 фунтов стерлингов (чуть более 5 млн. рублей).

О таких планах мы написали ещё в конце сентября. Поскольку по части российских аналогов Kickstarter нам сразу дали понять, что площадки боятся брать нас на сборы, мы решили сделать лендинг-страницу на своём сайте, которая будет выполнять аналогичные функции. Поскольку качество оформления фандрайзинговой кампании сильно влияет и на результативность сборов, первым делом мы собрали достаточную сумму и заказали дизайн лендинг-страницы. Сейчас уже готова и первая версия вёрстки страницы нашей фандрайзинговой кампании, на ней всё работает, можно нас поддержать.

Поскольку, как я и сказал, мы хотим сделать весь сбор по правильному, мы регулярно будем писать о ходе сборов, приводить инфографику. На странице кампании виден счётчик, отображающий ход сборов, сколько осталось, сколько человек поддержали. В поддержку кампании я готов встречаться с желающими познакомиться, пообщаться — пишите мне на почту [email protected] или в телеграм. Однако оставляю за собой право отказать во встрече, если решу что меня пытается вытянуть на встречу провокатор, нашист и т.д.

Сколько нам нужно и на что, а также длительность кампании

Наша цель: собрать 2 880 000 рублей. Эта цифра появилась следующим образом: взяли меня, Кирилла, а также ещё двоих членов нашей команды, которые составляют её основной костяк, рассчитали среднюю зарплату, которую будет хватать на спокойную жизнь и работу, в размере 60 000 рублей, и умножили на 12 месяцев. Не многовато ли это, 60 000 рублей? Мы считаем, что нет. Это средняя московская зарплата, к тому же нам регулярно приходится тратить деньги на поездки в другие регионы страны, чтобы поработать с родственниками солдат, ими самими, и по другим задачам. Все эти расходы мы также покрывали из собственного кармана эти полтора года. Плюс подписка на необходимый для нашей работы сервис EchoSec.net, которая стоит 8 500 в месяц.

Для нас это первый опыт такой большой кампании, мы не знаем сколько она продлится, рассчитываем что от месяца до трёх. По результату мы хотим перевести нашу волонтёрскую работу на профессиональную основу и стать такими же большими и сильными, как Bellingcat, как основанный Алексеем Навальным Фонд борьбы с коррупцией. Мы сейчас в промежуточном этапе, переходим из состояния «волонтёры», в состояние «специалисты, сотрудники» — вы можете нам в этом помочь.

Какой эффект от нашей работы, нужна ли она обществу

Своими действиями мы не сможем остановить войну. Однако мы предоставляем объективную информацию о происходящих событиях, при этом старательно исключаем эмоции из публикуемых фактов. О высоком качестве наших расследований говорит то, что на нашу рассылку подписаны, с нами советуются, о нас пишут такие издания как CNN, Al Jazeera, BBC, SkyNews, New York Times, Financial Times, Foreign Policy, Washington Post, Wall Street Journal, Associated Press, AFP, Reuters, The Telegraph, Spiegel, Deutsche Welle, WDR, Mashable и другие.

Наша известность привела к тому, что у нас теперь есть свои местные помощники даже в Сирии. Иногда нам удаётся установить доверительные контакты и с самими военнослужащими, их родственниками. Мы всегда всячески подчёркиваем, что у нас нет цели навредить нашим солдатам или их семьям. Мы не преумножаем зло. Наша цель на данном этапе — остановить действия российских властей, приводящие к эскалации военных конфликтов, тяжёлым последствиям для России, её народа и народов других стран.

Я не зря использовал фразу «на данном этапе»: когда-нибудь ситуация в России всё же изменится. Однако врядли мировой терроризм исчезнет после ухода Владимира Путина. Наша дальнейшая цель: стать профессиональной самостоятельной международной командой. Это выражается например в том, что в случае успешных сборов, мы планируем в команде заняться изучением арабского языка, что в перспективе позволит быстрее собирать информацию, не обращаться постоянно за переводчиками, самостоятельно контактировать с местными жителями.

Касательно PayPal и других способов помощи

Мы не опубликовали на нашей странице фандрайзинговой кампании форму PayPal, однако можем принимать платежи на PayPal. Однако мы просим всё же стараться делать пожертвования другими способами, например в форме на сайте можно сделать пожертвование напрямую с банковской карточки. PayPal отслеживает и блокирует сборы, а когда он видит, что это сборы на политическую деятельность — блокирует пожизненно. При этом вывод средств с PayPal достаточно трудоёмкий. Однако, если для вас это единственно возможная форма поддержки, вы можете написать мне в телеграм или почту [email protected], я дам реквизиты нашего PayPal.

Мы также будем благодарны за распространение этого поста, это очень важно для нас. Как минимум раз в неделю мы будем публиковать очередной пост с отчётом о ходе сборов.

Некоторые вопросы и ответы

О счётчике хода сборов на сайте. Мы сразу разъясняем, что это именно счётчик, показатель успешности сборов, а не информер о текущем балансе счёта. Мы не можем ждать, когда завершится 100% сборов и только тогда начинать выплачивать зарплату. У членов команды за это время скопились долги, многим надо платить за жильё, ситуация достаточно острая. Но чтобы не было таких странных моментов, что в один день пользователь заходит на сайт и видит счётчик сбора, показывающий X денег, а через час X-60000, мы будем вносить в счётчик соответствующие поправки, отметки, чтобы он отражал именно успешность сборов, а не состояние счёта.

Насчёт грантов различных фондов, организаций. За прошедшее время мы познакомились со многими фондами, организациями, однако выяснили, что в мире не существует фондов, которые работают в нашем темпе. Одно только рассмотрение заявки на грант занимает от 3 до 6 месяцев, тогда как происходящие события не позволяют нам столько ждать или на это время прекращать работу. К тому же, практически все фонды негативно смотрят на институциональное финансирование, т.е. финансировании основных затрат организации, к которым как раз относится зарплата сотрудников.

«Волонтёры» или «сотрудники». Как мне сегодня уже многие заметили, термин «волонтёр» подразумевает бесплатную работу, поэтому фраза в нашей цели «что позволит в течение года выплачивать зарплату волонтёрам» может звучать некорректно. Я полностью согласен с тем, что «официальное» определение волонтёрства подразумевает бесплатность работы. Однако я специально продолжаю называть членов нашей команды волонтёрами, и говорю о «зарплате волонтёрам», поскольку вижу как в гражданском обществе России устоялось мнение, что волонтёр прямо обязан работать бесплатно. Мне хотелось бы повлиять на то, чтобы это мнение изменилось. Я ценю труд людей, уважаю его, и считаю что он должен справедливо оплачиваться, поэтому использую такую «некорректную фразу» как «выплата зарплаты волонтёрам». К тому же на данный момент мы действительно волонтёры — пока никто из нас зарплату не получал. Плюс, я лично для себя провожу грань между «волонтёрством» и «наёмной работой» в том ключе, что если человеком движут цели помогать обществу, делать работу на благо общества, понимая, что возможно он не получит за это зарплаты — для меня это волонтёр. Волонтёрам стоит платить, а сотрудникам платить мы обязаны.

Если у вас есть какие-то вопросы, комментарии, замечания: оставляйте комментарии к этому посту или пишите нам на почту [email protected], или мне в телеграм.

«Страница «коряво» отображается!»

К сожалению, после получения готового дизайна, мы надолго застопорились с его вёрсткой. Дизайнер, у которого заказывали дизайн, отказался верстать даже за деньги, другие верстальщики заломили непомерную цену, на что у нас не было денег, третьи пообещали помочь бесплатно, но «когда выдастся время». В итоге я все имевшиеся на тот момент у меня деньги отдал другому верстальщику, чтобы он быстро, наплевав на совместимость и прочее, хоть как-то быстро сверстал и мы запустили кампанию, поскольку ситуация поджимает. Поэтому у многих сейчас какое-то время будут видны те или иные косяки в отображении страницы, её верстки. Мы будем постепенно их исправлять, просим проявить терпение.

Страница фандрайзинговой кампании на нашем сайте.

Руслан Левиев, Conflict Intelligence Team.