This post is also available in: English

25 февраля из Москвы стартовала передвижная выставка «Сирийский перелом», организованная Минобороны России. На выставке демонстрируется трофейная техника и вооружения, захваченные в Сирии сторонниками сирийских властей. Экспозиция представляет интерес с точки зрения новейшей военной истории. Однако, изучив фотографии выставки, мы обнаружили, что информация, которую дают организаторы об экспонатах, в большинстве случаев не позволяет проследить реальную историю того или иного трофея, а подчас и (намеренно?) вводит посетителей выставки в заблуждение. Мы решили подробно изучить наиболее заметные экспонаты. В некоторых случаях нам или другим исследователям удалось обнаружить фотографии и видео тех же или аналогичных образцов техники в зоне боевых действий.

Круговорот техники в сирийском конфликте

Различные серийные и импровизированные боевые машины попадают в руки той или иной стороны сирийского конфликта самыми причудливыми путями. Технику чаще всего захватывают на военных складах или на поле боя, или же получают от иностранных партнёров. Прежде чем оказаться на выставке «Сирийский перелом», некоторые экспонаты прошли через несколько рук.

Примером могут служить американские бронеавтомобили «Хамви», приспособленные под заминированные машины смертников. Как видно, на таких машинах добронирование производят в ущерб обзору, который смертнику не требуется.

Судьбу «Хамви» на фото выше нам проследить не удалось, зато о другом рассказала его фотография, сделанная крупным планом:

На дверце автомобиля сохранилась надпись “ICTS IRAQ” — это название иракского элитного антитеррористического спецназа, вооружение и подготовку которого осуществляют США. На фото ниже похожий «Хамви» иракского спецназа запечатлён в Мосуле, где в 2017 году шли тяжёлые бои иракских сил при поддержке международной коалиции с боевиками «Исламского государства».

Фото: AFP

На кадр с «Хамви», переделанным под шахидмобиль, обратил внимание исследователь Хуго Коман. Исследователь уточнил, что бронеавтомобиль, переделанный под машину смертника, был захвачен силами Асада в июне 2017 года в провинции Ракка. Судя по всему, это тот самый «Хамви», что впоследствии оказался на российской выставке:

Вся эта информация отсутствует на информационном стенде этого «Хамви» — там приводится только отвлечённое описание американского бронеавтомобиля. Это же касается, за редкими исключениями, практически всех инфостендов, представленных на выставке:

Ещё один пример техники, сначала попавшей в руки боевиков «ИГ», а уже у них захваченной силами Асада, — кустарно изготовленный бронетранспортер курдских Отрядов народной самообороны (YPG).

В тексте на информационном стенде экспоната указано, что броневик «собрали в Турции». В это, мягко говоря, трудно поверить: Турция считает YPG террористической организацией, и вряд ли позволила бы собирать и поставлять для них технику со своей территории.

Броневик Eagle Head — только один пример внушительного парка самодельной боевой техники YPG. До 2014 года курдские ополченцы не имели доступа к иностранным поставкам или крупным хранилищам техники сирийской армии и поэтому были вынуждены импровизировать:

Что же касается самого Eagle Head, то последние известные нам кадры этой машины в Сирии датируются 2016 годом, когда она ещё была в руках курдов. По-видимому, после этого она была потеряна в боях с «ИГ», а впоследствии оказалась у асадовцев во время успешных наступлений против «халифата».

Похожая история и у турецкой боевой машины ACV-15 — ещё одного, помимо «Хамви», образца техники страны НАТО, представленного на выставке.

Исследователь Хуго Коман обнаружил, что эта машина была захвачена у «ИГ» силами Асада в районе населённого пункта Мескена на востоке провинции Алеппо. Он предположил, что бронетранспортёр принимал участие в операции «Щит Евфрата» турецкой армии и протурецких группировок сирийской оппозиции против боевиков «ИГ» и курдских ополченцев на севере Алеппо, где и попал в руки «Исламского государства».

Если бы информационное сопровождение выставки было составлено профессионалами и экспертами по ближневосточным конфликтам, то посетители могли бы узнать, как именно техника попадала в руки боевиков «ИГ»: практически вся она была захвачена в боях с многочисленными противниками «халифата». Доходило до таких курьёзов, как захват БТР-4 украинского производства у иракской армии. Полагаем, что если бы такая машина попала в руки сил Асада, мы бы обязательно увидели на выставке и её:

Техника повстанцев

Далеко не вся техника, представленная в экспозиции, принадлежала «игиловцам». Некоторые импровизированные и серийные машины были захвачены у различных группировок сирийской оппозиции на севере и юге Сирии.

Среди трофеев присутствуют две т. н. «технички» — пикапы с оружием в кузове, ставшие символом локальных конфликтов Ближнего Востока. Одна из них — Toyota Land Cruiser со станковым гранатометом СГ-82.

На логотипе на двери машины используются мотивы зелёно-бело-чёрного сирийского национального флага, который использовался до прихода к власти партии «Баас» и семейства Асадов, а с началом революции стал символом протестующих и впоследствии «Свободной сирийской армии» (ССА). Надпись на логотипе гласит «Фуркат эш-шахид Джамиль Абу Зейн» — «Бригада мученика Джамиля Абу Зейна». Эта бригада действовала в провинции Деръа, которую часто называют «колыбелью сирийской революции». Эта и другие группировки «Южного фронта» ССА, состоявшие в основном из умеренных повстанцев, де-факто капитулировали летом 2018 года.

Ближневосточные «технички» ассоциируются именно с пикапами Toyota, однако японская компания теперь не является монополистом на этом рынке. Примером является китайский автомобиль ZX Grand Tiger с крайне необычным для Сирии вооружением — 36-ствольным французским орудийным блоком F1 фирмы «Матра» (Matra F1) для стрельбы 68-мм неуправляемыми авиационными ракетами (реактивными снарядами) семейства «Снеб» (SNEB).

Благодаря арсеналам Каддафи такие блоки не так уж и редко встречаются в Ливии, в 2012 году один был обнаружен в контрабандной партии ливийских вооружений в Ливане, а в 2013 году по меньшей мере три разные технички с такими блоками наблюдались у повстанцев в районе Хамы и Хомса.

Как видим, логотип также выполнен в цветах «революционного триколора», а надпись гласит «Лива Ансар ас-Сунна» («Бригада сторонников Сунны») — ещё одна группировка «Южного фронта», которая, по-видимому, сдалась примерно тогда же, что и «Фуркат эш-шахид Джамиль Абу Зейн».

Ещё один образец самодельного оружия на выставке — так называемая «адская пушка». Такие самодельные миномёты создавались и использовались повстанцами в условиях нехватки артиллерии, руководства по их изготовлению даже выкладывались на YouTube. Как правило, снарядами для «адских пушек» служили баллоны из-под бытового газа, начинённые взрывчаткой.

К импровизированной технике повстанцев можно отнести и беспилотники самолётного типа, которые неоднократно пытались поразить российскую авиабазу Хмеймим. Как минимум в результате одной атаки пострадали несколько самолётов и погибли российские военнослужащие.

Бойцы сирийской оппозиции пользовались не только самодельной или трофейной техникой: значительная часть боевых машин поставлялась зарубежными партнёрами, в первую очередь Турцией и странами Персидского залива. Эта техника закупалась в том числе в восточной и юго-восточной Европе, о чем можно прочитать подробнее в расследовании балканских журналистов. На выставке присутствует два примера такого «военторга»: это хорватская реактивная система залпового огня RAK-12 и бронетранспортер польско-чехословацкой разработки ОТ-64.

Хотя в XX веке бронетранспортеры OT-64 состояли на вооружении САА, в гражданской войне такие машины довольно редки, поэтому данный БТР оказалось легко отследить. Съёмочная группа прокремлёвского новостного ресурса «ANNA NEWS» сняла бронетранспортер среди других трофеев на аэродроме Хальхала на юге Сирии в июле 2018 года. Судя по свежей краске и позднему её появлению у повстанцев, эта машина не была захвачена на складах сирийской армии, а была доставлена через Иорданию.

Источник «военторга» — не только страны бывшего соцлагеря. Так, на выставке присутствует бронеавтомобиль MSPV Panthera F9 производства Объединенных Арабских Эмиратов.

«Пантера» — один из немногих трофеев на выставке, информационный стенд которого даёт некое представление о его происхождении.

Действительно, поставленные через Турцию «Пантеры» участвовали в операциях повстанцев в провинции Хама в 2018 году. Как минимум одна из них была захвачена сторонниками Асада.

Интересно, что на одной из фотографий по ссылке выше виден поставленный из России танк Т-62М — вероятно, один из захваченных повстанцами за год до того.

Пожалуй, наиболее экзотический трофей, доставшийся силам Асада от повстанцев — броневик RG-31 «Ньяла» миротворческих сил ООН.

Эта машина видна на видео ANNA NEWS, которое было снято в июле 2018 года в населённом пункте Сайда провинции Кунейтра на юге Сирии после успешного наступления сил Асада на позиции повстанцев в этом районе. На видео также виден номерной знак автомобиля с аббревиатурой UNDOF — United Nations Disengagement Observer Force. Зона Сил ООН по наблюдению за разъединением была установлена на Голанских высотах между израильскими и сирийскими войсками в 1974 году, по окончанию Войны судного дня. В 2014 году с нарастанием сирийского конфликта силы ООН вышли из Сирии на территорию Израиля. При этом часть техники, надо полагать, эвакуировать не удалось.

На выставке представлена не только боевая техника повстанцев. Так, проходческий комбайн Carter EBZ-35, произведённый китайским машиностроительным концерном «Шаньдун Хуашэн Чжунтянь», ошибочно подписан Минобороны как «туннельная машина XCMG». Техника для земляных работ широко применяется в Сирии различными сторонами (и курдами, и повстанцами, и террористами) для строительства долговременных укреплений или тоннелей, необходимых для контрабанды в осаждённые районы, а также для работы военной и гражданской инфраструктуры (например, больниц) в условиях постоянных бомбардировок.

К сожалению, захват подобной техники редко освещается воюющими сторонами, поэтому установить время или место захвата, а также сторону, которой принадлежала машина, нам не удалось, но судя по дате изготовления на шильдике (октябрь 2012 года), она не могла попасть в Сирию до войны и, вероятно, была ввезена в страну для использования в военных или околовоенных целях.

Эшелон с фейками

Некоторые экспонаты выставки представляют собой примеры дезинформации и пропаганды. Так, в различных СМИ со слов экскурсоводов приводятся заявления, что представленный на выставке танк Т-55 якобы попал в Сирию из Грузии.

Однако на самом деле у Грузии состояли на вооружении танки Т-55М (с 1992) и Т-55АМ2 (с 1998), а данный танк относится к модификации Т-55АМВ с динамической защитой. Очевидно, что этот танк происходит из арсеналов Сирийской арабской армии, получившей из Украины в конце 1990-х две сотни танков этой модификации после проведённой там модернизации.

Любопытно, что часть блоков динамической защиты была снята с верхней лобовой бронедетали корпуса танка и перевешена на кустарно установленные противокумулятивные решётки по бортам и сзади башни. Сомнительно, чтобы подобное крепление могло бы выдержать срабатывание одного из блоков.

Значительным количеством (вероятно, десятками) танков Т-55АМВ обладали повстанцы «Южного фронта», о которых мы уже рассказали выше (видимо, модернизированные танки изначально оказались на юге страны из-за близости Израиля). На фото и видео трофеев сторонников Асада на некоторых танках видны кустарные противокумулятивные решётки на башне, но именно такого танка нам найти не удалось — вероятно, из-за того, что техники было захвачено слишком много, чтобы отснять каждый танк, а до своего поражения повстанцы по тем или иным причинам не публиковали много фото и видео с бронетехникой в боях.

Самый громкий пример намеренного ввода в заблуждение посетителей выставки — так называемая «химическая лаборатория боевиков».

О якобы химических лабораториях, обнаруженных в занятых силами Асада пригородах Дамаска, российские СМИ заговорили в марте и апреле 2018 года со слов российских военных. Эксперты, опрошенные Bellingcat, отвергали возможность, что запечатлённая на кадрах российских СМИ аппаратура могла использоваться для производства химоружия. По их мнению, мастерские на самом деле использовались для производства самодельной взрывчатки. К аналогичному выводу пришла и комиссия Организации по запрещению химического оружия в своём недавнем докладе о химической атаке в населённом пункте Дума. Здесь уместно вспомнить, что официальная позиция России состоит в том, что никакой химической атаки не было. В 2018 году российские военные регулярно сообщали о подготовке повстанцами химических атак. Однако последняя химатака в Сирии, которую российские власти не называли сфальсифицированной (при этом, разумеется, обвинив оппозицию), — применение зарина в Гуте в 2013 году.

Выводы

Несмотря на определённую историческую ценность выставки, фактически она представляет собой пример попытки переписать историю сирийского конфликта. Так, экспонаты коллективно называют «техникой террористов» — и это несмотря на то, что лишь часть трофеев поступила от «ИГ», которая признана в России террористической организацией. Делается также очередная попытка отвести от режима Асада обвинения в применении химического оружия. Выставка даёт неполное представление о сирийской войне ещё и потому, что на ней отсутствуют какие-либо свидетельства военных преступлений проасадовской коалиции, в том числе авиаударов и обстрелов жилых кварталов, подконтрольных противникам сирийских властей.