Данная публикация является переводом статьи "Replenishing the Stocks: Russian deliveries of T-62Ms and BMP-1s reach Syria" блога Oryx.

В последнее время распространялось множество слухов о поставках Сирийской арабской армии новой бронетехники. Недавно появившиеся фотографии и видео подтверждают, что такие поставки в самом деле осуществились. Вновь поступившие машины предназначены для 5-го корпуса Сирийской арабской армии, в настоящий момент ведущего ожесточенные бои с «Исламским государством» между авиабазой Т4 (Тифор, Тьяс) и Тадмором (Пальмирой). Фотографии и видео идущих там боёв подтверждают, что эти машины уже вступили в бои с «Исламским государством».

Многие наблюдатели ожидали крупных поставок Т-72 или даже Т-90, которые уже поставлялись в Сирию в конце 2015 года в небольших количествах. Однако теперь ясно, что костяк 5-го корпуса составят такие проверенные боями машины, как Т-62М и БМП-1(П). Разумеется, они старше, чем более современные Т-72 и БМП-2, применяемые в других районах Сирии. Однако поставки этих машин всё равно незаменимы для Сирийской арабской армии, парк техники которой крайне истощен.

Хотя Т-62М не оборудован никакими системами активной защиты вроде комплекса «Штора» на Т-90, этот танк всё равно куда лучше Т-55 и более ранних модификаций Т-62, по-прежнему составляющих большую часть парка основательно потрёпанных сирийских танковых войск. Поставленные вместе с танками БМП-1 и БМП-1П имеют сомнительные оборонительные и наступательные возможности, но тем не менее наверняка сослужат хорошую службу 5-му корпусу. Их легко освоить и обслуживать, благо множество экипажей имеет опыт использования таких машин.

5-й корпус — новое соединение Сирийской арабской армии, созданное в противовес усилению различных отрядов ополчения, которые в последние годы во многом заменили САА. Хотя частичное разложение САА и рост влияния ополченцев оказались необходимыми для выживания сирийского режима, в результате этого возникло множество проблем, способных в будущем выйти из-под контроля. Создание 5-го корпуса призвано разрешить по крайней мере часть этих проблем.

Россия, по-видимому, является одним из важнейших сторонников фактического восстановления Сирийской арабской армии, требуя от сирийского режима вернуть армии контроль над многими отрядами ополчения, а не оставлять их независимыми под номинальным управлением Верховного командования Вооружённых сил страны. В то время как Иран, стремясь сохранить Сирию в своей сфере влияния, создал несколько отрядов ополчения, в том числе иностранных, Россия стремится обеспечить стабильность и выживание действующей власти, создавая единую армию.

Отсутствие такой единой армии проявилось особенно остро в ходе поражений, понесённых режимом в последние годы. Последние примеры — провал наступления на Табку в провинции Ракка и второе оставление Пальмиры. Вскоре после начала российской интервенции в Сирии был начат проект, сходный с нынешним созданием 5-го корпуса. Тогда несколько отрядов ополчения, в том числе часть Национальных сил обороны (НСО), попытались объединить в 4-й корпус. Когда НСО фактически сменили САА как основная сила режима, задачи отрядов НСО расширились от защиты населённых пунктов и их районов до организации наступлений вне мест постоянной дислокации, а также обороны городов, газовых месторождений и других стратегических точек Сирии. В рамках инициативы по воссозданию САА, поддерживаемой Россией, эти задачи должна вновь начать выполнять армия, тогда как НСО должны вернуться к локальным оборонительным задачам. Однако данный процесс, по-видимому, до сих пор не достиг особых успехов.

В отличие от остальных соединений Сирийской арабской армии, формируемых почти исключительно на призывной основе, 5-й корпус пытается привлечь добровольцев жалованиями и пособиями, которые ранее были доступны только отрядам ополченцев наподобие «Сукур ас-Сахра» («Соколы пустыни»). Численность 5-го корпуса должна увеличиться и за счёт привлечения категорий населения, ранее освобождавшихся от призыва, в рамках недавнего ужесточения его правил.

Гражданская война, которая длится уже почти шесть лет, основательно проредила некогда огромный танковый парк Сирии. Тяжёлые потери техники обусловлены широким распространением ручных противотанковых гранатометов (РПГ) и противотанковых ракетных комплексов (ПТРК). Однако не меньший разрушительный эффект оказывает тактика большинства сил режима, в рамках которой роль танков деградировала до уязвимых неподвижных дотов. Хотя бронетехники, судя по-всему, по-прежнему хватает для ведения текущих операций, её явно недостаточно для оснащения создаваемого с нуля 5-го корпуса.

Поскольку Россия играет важнейшую роль в создании 5-го корпуса, за его оснащение также отвечает Россия. Многие исследователи считали, что новое соединение получит различную современную российскую технику, однако до сих пор Россия поставляла только старые образцы, снятые с вооружения российской армии. При этом поставляемая техника и оружие идеально подходят для Сирийской арабской армии и 5-го корпуса.

Помимо стрелкового оружия и значительного количества грузовиков «Урал», ГАЗ, КАМАЗ и внедорожников УАЗ, на данный момент 5-му корпусу поставлены танки Т-62М, боевые машины пехоты БМП-1П и БМП-1, а также 122-миллиметровые гаубицы обр. 1938 г. (М-30). Последние представляют собой более современные варианты, чем уже используемые в Сирии. Поставляемые Россией образцы прошли модернизацию в 1970-х годах: старые шины из вспенённой резины (т. н. гусматика) были заменены на более современные, в результате чего повысилась подвижность при передвижении как по дорогам, так и вне их.

Ещё до появления российских Т-62М в Сирии некоторые из них были замечены в России по дороге в порт. Танки были отправлены «Сирийским экспрессом» в сирийский порт Тартус, куда прибывает большая часть техники. Впоследствии Т-62М и БМП-1 были замечены в Тартусе перед отправкой в войска, в том числе в формирования 5-го корпуса, в настоящий момент сражающиеся против «Исламского государства» на востоке сирийской провинции Хомс.

Т-62М — модернизация различных вариантов Т-62, к началу 1980-х годов безнадёжно уступавших западным образцам того времени, которая привела их к единому стандарту. В рамках модернизации предполагалось повысить огневую мощь, защиту и подвижность Т-62, тем самым значительно улучшив боевые качества устаревавшего танка. Одновременно с этим производилась модернизация Т-55 и Т-55А до Т-55М.

Бронезащита повышалась благодаря установке на башню металлополимерных блоков, получивших шуточное название «брови Ильича», аналогичных блоков на лобовой броне, дополнительной бронезащиты от противотанковых мин, резиновых боковых щитков гусениц, а также противорадиационного подбоя в некоторых местах башни. Увеличение веса в результате модернизации было компенсировано установкой нового дизельного двигателя В-55У. Для полного раскрытия потенциала мощного 115-миллиметрового орудия устанавливалась система управления огнем «Волна», состоявшая из лазерного дальномера КТД и сопутствующего оборудования. На танк также устанавливались комплексы управляемого вооружения 9К116-2 «Шексна» с ракетой 9М117, практически идентичные комплексам 9K116-1 «Бастион» с той же ракетой, стоящим на сирийских Т-55(А)МВ. Для облегчения пуска управляемых ракет устанавливались новые прицельные приспособления для стрелка и командира, которые также значительно повышали эффективность стрельбы при ночном бое. Кроме того, танк оборудовался новым стабилизатором, термоизолирующим кожухом для 115-миллиметрового орудия, новой радиостанцией и блоками дымовых гранатометов по обе стороны башни.

Несмотря на почтенный возраст, Т-62М был снят с вооружений российской армии сравнительно недавно, успев поучаствовать в контртеррористических операциях на Кавказе, а также в боях в Афганистане. Т-62М продолжает состоять на вооружении многих стран, и прежде всего, Кубы. Что любопытно, он является самым современным танком кубинских Революционных вооружённых сил.

К стандарту Т-62М были приведены несколько вариантов танка, в том числе Т-62 обр. 1967 и 1972 гг. Их легко отличить по отсутствию 12,7-миллиметрового пулемета ДШКМ на Т-62 обр. 1967 г. Интересно, что в Сирию были поставлены модернизированные варианты танков как образца 1967, так и 1972 годов. Последний встречается на видео и фотографиях с пальмирского фронта гораздо чаще. Танк именно такого типа пал первой жертвой ПТРК боевиков ИГ, о потерях при этом не сообщалось.

На большинстве танков до сих пор видны российские железнодорожные маркировки негабаритного груза Н22-0-0. В данном случае наличие таких маркировок не так важно, как наличие их же на российских танках, оказавшихся на востоке Украины. Тогда это стало еще одним подтверждением участия России в конфликте в соседней стране.

Поставки такого большого количества машин, путь и устаревших, вполне может переломить тенденцию истощения парка сирийской боевой техники. Однако, пожалуй, более важно то, что это демонстрирует желание и способность России поставлять своему союзнику значительное количество боевой техники, несмотря на экономические трудности в России и банкротство сирийского режима. Эта инициатива по существу означает восстановление САА как организованной силы. В случае успеха она будет иметь далеко идущие последствия для войны в Сирии.