13 февраля турецкая артиллерия подвергла обстрелу позиции курдских ополченцев и сил, лояльных режиму Асада, на севере и северо-западе Сирии. Наша команда представляет вам краткое описание ситуации на севере страны и основных действующих лиц конфликта.
Стороны
С 2011 года в Сирии идет гражданская война. Армия и Силы национальной обороны (ополченцы), лояльные диктатору Башару Асаду, противостоят сирийским повстанцам, представляющим широкий спектр идеологий от светских оппозиционеров (в основном дезертиров из сирийской армии) до исламских радикалов. Оппозицию объединяет стремление свергнуть режим Башара Асада, хотя их взгляды на устройство послевоенной Сирии существенно отличаются.
На стороне Асада выступают Иран, Россия и ливанская террористическая организация «Хезболла». В Сирии за Асада сражаются силы иранского Корпуса стражей исламской революции, а также вооружаемые Ираном бойцы «Хезболлы» и шиитские ополченцы из Ирака и Афганистана. Россия поддерживает сторонников Асада поставками вооружений, авиаударами и артиллерией.
Оппозиция пользуется поддержкой США, Турции и арабских государств, в первую очередь Саудовской Аравии и Катара. Они поставляют повстанцам оружие, а также (в первую очередь Турция) гуманитарную помощь.
Кроме того, силы оппозиции и режима воюют с «Исламским государством». Однако те и другие сосредотачивают на ИГ сравнительно меньше сил, а режим Асада ещё и имеет договоренности с ИГ о поставках нефти и газа. Впрочем, нефть «Исламского государства» покупают через перекупщиков и сирийские повстанцы, даже те, кто непосредственно сражается с боевиками ИГ.
Курды
Курды — народ, проживающий на севере Сирии, юго-востоке Турции, севере Ирака и северо-западе Ирана. Сирийские курды пользуются фактической автономией от Дамаска, относительно нейтральны по отношению к силами режима и враждебны к «Исламскому Государству» и сирийской оппозиции, контролирующей часть территорий, на которые претендуют курды.
Сирийские курды враждебно относятся к Турции. На территории, контролируемой сирийскими курдами, базируются отряды «Рабочей партии Курдистана», добивающиеся широкой автономии Турецкого Курдистана от Анкары. США, являясь союзником Турции по НАТО, тем не менее поддерживают сирийских курдов. В частности, курдско-арабские «Сирийские демократические силы» ведут наступление против «Исламского Государства» при поддержке ВВС США.
Ситуация в Алеппо
Битва за город Алеппо — крупнейший город Сирии до войны — длится уже несколько лет. Сам город в основном контролируется отрядами сирийской оппозиции. Через границу с Турцией, по коридору, проходящему через город Азаз, до недавнего времени осуществлялось снабжение повстанцев и мирных жителей.
Через несколько месяцев российских бомбардировок иранские, иракские и ливанские союзники Асада перешли в наступление на повстанцев, отрезав город Алеппо от турецкой границы и превратив «Азазский коридор» в своеобразный приграничный котел. Наступление сопровождалось многочисленными российскими авиаударами, в результате чего у границы с Турцией начали скапливаться десятки тысяч беженцев.
Одновременно с этим в наступление на повстанцев пошли курды, претендующие на «Азазский коридор».
Ситуация в Латакии
С начала гражданской войны север прибрежной провинции Латакия у турецкой границы (также называемый «Туркменские горы») контролировался отрядами сирийской оппозиции. В этом районе компактно проживают туркоманы — родственная туркам народность. Туркоманские мирные жители и их боевые отряды получают помощь из Турции, на их стороне также сражаются радикальные турецкие националисты.
В январе силы Асада при поддержке российских артиллеристов перешли в наступление, стремясь выдавить силы оппозиции из Туркменских гор и восстановить контроль над границей с Турцией.
Вступление в войну Турции
В результате наступления сил Асада и курдов возрос риск полного отсечения поддерживаемых Турцией отрядов оппозиции от турецкой границы. Это поставило под угрозу стратегию Турции по борьбе с режимом Асада. Кроме того, расширение контроля курдов над турецкой границей повышает риск диверсий и терактов «Рабочей Партии Курдистана» внутри самой Турции.
13 февраля турецкая артиллерия обстреляла отряды курдского ополчения в районе «Азазского коридора», а также правительственные войска в Туркменских горах. Госдеп США призвал Турцию прекратить обстрел курдов, а курдов — остановить наступление на отряды сирийской оппозиции. Турецкий премьер Давутоглу остался глух к требованиям США, заявив, что сделает все необходимое для устранения угрозы Турции.
Очевидно, что ближайшей оперативной целью Турции является сохранение контроля сирийских повстанцев за границей. Для этого Турция готова применять артиллерию и, возможно, авиацию со своей территории.
Неизвестно, пойдет ли Турция на дальнейшую эскалацию, какова будет реакция основных игроков (в первую очередь России) и как эти действия Турции сочетаются с готовящейся турецко-саудовской наземной операцией. В непрерывно меняющейся оперативной обстановке сложно делать конкретные прогнозы. Мы будем следить за развитием событий.
Чтобы разобраться во взаимоотношениях основных сторон конфликта, мы сделали следующую картинку (красные линии — боевые действия, зелёные — поддержка):